Реализация приоритетного проекта «Безопасные
и качественные дороги» в 2017–2018 гг.
Скачать DOC
Приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги» стартовал по инициативе Президента России Владимира Путина с целью приведения в нормативное состояние дорожной сети крупнейших городских агломераций и снижения мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на данных территориях. Источники финансирования мероприятий – федеральные трансферты и средства консолидированных бюджетов субъектов РФ.
5 декабря 2016 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам был утвержден паспорт проекта «Безопасные и качественные дороги».
Изначально для участия в нем рассматривались только мегаполисы, однако впоследствии список дополнился городами, где проживает не менее 500 тысяч человек. Был сформирован перечень из 36 агломераций. Перед самым стартом дорожно-строительного сезона к приоритетному проекту присоединились еще две территории – Калининград и Улан-Удэ. Таким образом, в 2017 году его участниками стали 38 городских агломераций в 36 субъектах РФ:
Астраханская
Барнаульская
Владивостокская
Волгоградская
Воронежская
Екатеринбургская
Ижевская
Иркутская
Казанская
Калининградская
Кемеровская
Кировская
Краснодарская
Красноярская
Липецкая
Махачкалинская
Набережночелнинская
Нижегородская
Новокузнецкая
Новосибирская
Омская
Оренбургская
Пензенская
Пермская
Ростовская
Рязанская
Самарско-Тольяттинская
Саратовская
Томская
Тульская
Тюменская
Улан-Удэнская
Ульяновская
Уфимская
Хабаровская
Чебоксарская
Челябинская
Ярославская
Общая протяженность дорожной сети агломераций – свыше 50 тыс. км.
Для обеспечения выполнения поставленных задач в 36 субъектах России были разработаны программы комплексного развития транспортной инфраструктуры территорий (ПКРТИ).
Эффективную реализацию приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» обеспечили использование проектного метода управления и слаженная работа команды. Это более 1200 человек в составе федерального и 36 региональных офисов. Для контроля и обеспечения их координации была разработана система «Эталон». Это единое цифровое пространство для взаимодействия всех участников на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В течение двух лет программная платформа помогала осуществлять детальный контроль контрактации и ход выполнения работ на объектах. За это время значительно повысилась эффективность деятельности региональных и муниципальных заказчиков.
Отличительной особенностью приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» стала информационная открытость, и как один из ее элементов – общественный контроль. Большое внимание уделялось построению процесса обратной связи с населением: взаимодействию с активистами, общественными организациями и простыми гражданами, заинтересованными в улучшении транспортной инфраструктуры своего города. Современным инструментом в выстраивании диалога между представителями проектного офиса и жителями стали социальные сети. Федеральные сообщества были созданы во всех популярных соцсетях, а во «ВКонтакте» появились еще и 38 региональных групп, где жители могли указывать на нарушения при ремонте или недостатки выполненных подрядчиками работ, а также заявлять о проблемных участках дорог, приняв таким образом участие в формировании перечня объектов ремонта. За два года в сообщества проекта поступило более 13 тысяч комментариев и предложений, а проведенный опрос показал, что активный ремонт на территориях агломераций заметили 79,6 % респондентов. В 2018 году уникальная практика была признана Открытым правительством лучшей в области создания механизмов вовлечения гражданского общества в работу органов государственной власти.
Представители общественных организаций и активные граждане принимали участие в публичных слушаниях, тематических заседаниях и инспекционных поездках на объекты ремонта. Для повышения качества общественного контроля в регионах проводились обучающие семинары. Таким образом, местные жители становились экспертами, чье мнение и оценка играли важную роль при проверке объектов.
Факты и цифры – 2017 год
На проведение ремонтных работ и комплекса мер по повышению безопасности дорожного движения на сети дорог агломераций в 2017 году было направлено 64,8 млрд рублей. Объем федеральных трансфертов регионам составил почти 31 млрд рублей, финансирование из бюджетов субъектов – 33,8 млрд рублей.
Планировалось, что к концу первого года реализации проекта протяженность дорог агломераций, соответствующих нормативному состоянию, достигнет 44 %. В итоге план был перевыполнен, и этот показатель увеличился до 52,5 %, что соответствует более 26 тыс. км.
Отремонтировано более 5 тыс. км дорог. Кроме того, установлены 2 131 светофор и 35 135 дорожных знаков, что позволило повысить безопасность дорожного движения. Так, в 2017 году ликвидировано 1 465 мест концентрации ДТП. В целом в план работ по приоритетному проекту в 2017 году было включено 3 797 объектов.
Факты и цифры – 2018 год
На проведение комплекса мероприятий в рамках приоритетного проекта в 2018 году было направлено 64,7 млрд рублей, из них 31,4 млрд рублей – федеральные трансферты регионам, 33,3 млрд рублей – средства консолидированных бюджетов субъектов РФ.
Закономерным итогом масштабной работы стал рост доли дорог, соответствующих нормативному состоянию: к концу 2018 года этот показатель составил 62,6 %. Это свыше 31,7 тыс. км.
В 2018 году отремонтировано более 5 тыс. км дорог, установлено 1 349 светофорных объектов и 26 110 дорожных знаков. Результатом проведенных мероприятий стала ликвидация более 1 100 очагов аварийности. Всего же в 2018 году в план работ по приоритетному проекту было включено порядка 3 200 объекта.